ПОСЛЕСЛОВИЕ
В конце сентября в Астрахань съехались больше сотни спортсменов со всей России. Город впервые принимал чемпионат и первенство России по парусному спорту в классах Луч, Луч-Радиал и Луч-Мини
В майском номере «Астраханского листка» за 1896 год в статье «О яхт-клубе вообще и о нашем будущем в частности» некто «неравнодушный астраханец» радостно поприветствовал известие об открытии клуба и риторически вопрошал: «приходится удивляться такому позднему появлению яхт-клуба, принимая во внимание местоположение города и его незначительное расстояние от моря», что, впрочем, «лучше поздно, чем никогда, потому что любительское плавание бесспорно, один из благороднейших видов спорта…».
«Благороднейший» за столетие в принципе не изменился. Тот же парус, та же лодка. Неравнодушных стало больше. Как и желающих остаться инкогнито. Современный, желающий остаться неизвестным герой так же железно мотивирован: он неравнодушный. И теперь у него появилась возможность для «острого» диалога на страницах уважаемого столичного издания:
– Почему Федерация парусного спорта России местом проведения такого серьёзного состязания выбрала наш город? Астрахань, увы - не то место, где «трепещут» на ветру паруса и «полощут» вымпелы. Ни традиций каких-то, ни достижений особых – да и парус на Волге редко радует глаз горожанина…
Отвечает Валерий Прокопенко, организатор соревнований, президент регионального отделения Федерации парусного спорта России:
– Голословное утверждение. Традиции не рождаются на пустом месте. Они формируются совершенно естественно в культурном сообществе, и тогда спорт и, в частности яхтинг, становится жизнью, - такой формой существования. Теперь-то мы много знаем о своем яхтенном прошлом. И какие традиции были заложены в основе этой идеи. Но в огне революции и Гражданской войны практически весь любительский флот, формировавшийся 22 года, как и само здание яхт-клуба, сгорели в буквальном смысле. Само явление яхтинга как забавы «богатеев» (что совершенная неправда) просто перестало существовать.
До войны, ни флота, ни яхтенных видов спорта в городе просто не существовало. После, – им занимались энтузиасты-одиночки. Единый организационный и спортивный центр этой работы появился только в 1953 году с открытием Парусно-гребного клуба. И опять же, предпочтение отдавалось гребникам. Можно было назвать десятки замечательных имен спортсменов и тренеров, оставивших яркий след в региональном яхтинге. Все эти материалы есть на сайте нашего яхт-клуба. К сожалению, наши спортсмены не проявили себя в республиканских и всероссийских состязаниях.
Угаснуть замечательному виду спорта в 70-е и 80-е годы не дали яхт-клубы, организованные при профильных учебных заведениях - в частности, Каспийского мореходного училища. Настоящий прорыв был совершён с организацией в конце 80-х Водно-парусного центра «Ривмар», Астраханского яхт-клуба, и учреждения регионального отделения Федерации парусного спорта России. Десятки походов-регат, соревнований и участие наших команд в национальных и международных состязаниях стали результатом кропотливой работы организаторов парусного движения. Такова в общих чертах наша история. Она скромная. Но она наша!
Что касается состязания такого высокого ранга в нашем городе – это правильное, прагматичное решение, которое мы считаем авансом и актом большого доверия. И не надо забывать, что проведение первенства и чемпионата России здесь – это акция резонансная, которая популяризирует этот вид спорта, привлекает внимание не только горожан и гостей города, но и власти, от которой мы ждём большего внимания и финансовой поддержки…
– Чемпионат закончился, как Вы оцениваете его организацию и удалось ли исполнить «планов громадьё»?
– Не мне оценивать качественную сторону подготовки состязаний, об этом расскажут непосредственные участники - тренеры, спортсмены и судьи. «Разбора» полётов ещё не было. Но, кое-что очевидно: есть ошибки, есть просчёты… Чемпионат, как лакмусовая бумага, резко обозначил все наши проблемы. Очень надеемся, что в результате таких соревнований всероссийского масштаба у нас наконец появится своя парусная спортивная школа. Мы укрепили наши связи и плотно сотрудничали с Министерством образования и науки, и Министерством спорта. У нас не было с ними проблем, кроме одной, – на соревнование не было выделено ни копейки денег… Спасибо спонсорам: ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть"!
– Вы один из опытнейших участников соревнований, пятьдесят лет обмериваете суда, нам очень интересна Ваша точка зрения на чемпионат и первенство в Астрахани?
На этот вопрос отвечает Юрий Игнатьевич Дегтярёв, старейший участник судейского корпуса, судья России, меритель:
– Это были отличные соревнования. Безупречно организованные и проведённые. Я много где бывал, но такого приёма нигде не встречал. Конечно, у спортсменов были свои трудности. Как и везде на соревнованиях. Акватория реки Волга, на которой происходили соревнования, была очень сложной. Из-за течения и множества протоков. Но все были в равных условиях. Я не увидел работу тренеров со своими воспитанниками по ежедневному анализу проведённых гонок, где надо было бы учесть гидрологию реки, скорость течения. Отсюда и ошибки яхтсменов на дистанции…
– Каковы успехи нашей команды? Что отметили Вы, как организатор состязания?
Отвечает Андрей Люкшин, организатор соревнований, член президиума регионального отделения ФПС России:
– Успехи более чем скромные. Пока, наши достижения - это наши тренеры, техники, волонтёры. Чемпионат проходил в экстремальных погодных условиях: холодный дождь и безветрие сменялись коротким «вёдро» с ветерком, и опять дождём. Два дня спортсмены просто просидели на пляже в ожидании условий для гонки. В итоге из двенадцати запланированных с трудом удалось провести только восемь...
Очень сильно ощущалась нехватка ресурсов. Лодки, моторы, прочее оборудование, необходимое для проведения чемпионата, собирали по крохам. Средства какие-то появлялись в последний момент, и все время ощущалась их ограниченность, что в призах, что в оплате работы людей… Мы живем на воде, а условий для создания развития парусных видов спорта нет совершенно. Все оборудование строится буквально на коленках. Ни понтонов, ни слипов, ни флота… Конечно, и отсутствие опыта в проведении такого рода мероприятий сказалось.
Мне лично не с чем сравнить результат организации чемпионата. Нет опыта выезда на другие соревнования подобного уровня. В первую очередь, это результат отсутствия финансирования нашего вида спорта. Нет возможности оценить обоснованность претензий участников – не знаем опять, у кого лучше условия, у кого хуже. Не хочется учиться на своих ошибках, но приходится…
– Каковы впечатления от соревнований у тех, кто был на воде? Обоснована ли критика со стороны некоторых участников гонок?
Отвечает Андрей Пальцев, капитан второго судейского судна:
– Для Астрахани – это впервые! Для Астрахани – это событие! Более десятка команд и ста тридцати участников! Сколько людей – столько мнений. Конечно, сказались отсутствие опыта и знания нюансов, которые для некоторых яхтсменов оказались определяющими в их негативной оценке.
По сути я принимаю только одну претензию - отсутствие раздевалок. Раздражение было по поводу акватории, пляжа, стоянки для машин, погоды и сильного течения. Что ж, можно разбирать каждое в отдельности. Что-то относится к нерешаемым (дождь и течение). Что-то предполагалось заранее (стоянка автотранспорта не на гоночной поляне). Что-то не в компетенции организаторов (судейство). Акватория была тесная, и ее надо было быстро понять. Гидрология, - когда река растекается по четырем рукавам уникальна, - и кто смог в ней разобраться, тот и оказался в выигрышной ситуации. Во всяком случае все были в одинаковых условиях.
Соревновательный драйв был, а то, что были недовольные дистанцией или расположением стартовой линии, – такие были всегда и везде… Так что, если мы оказались в одном «поле» в первый раз, то давайте совместными усилиями сделаем так, чтобы второй раз это была уже настоящая спортивная база.
Как бы то ни было – для Астрахани это праздник, и спасибо всем, кто его подготовил и в нем участвовал!
– Что Вы лично для себя вынесли, находясь на реке, в гуще соревновательного процесса?
– Думаю для всех нас это огромный опыт и повод задуматься о правильности тренировочного процесса и технической подготовки флота. Его ни за какие деньги не купишь. А знакомство и общение со Спортсменами с большой буквы, возможность посмотреть техническую и тактическую подготовку дорогого стоят.
– А как наши юные земляки оценивают своё участие в состязаниях?
Отвечает Владислав Глазков, клуб «Юный яхтсмен» Астраханского Центра эстетического воспитания детей и молодёжи:
– Не просто было гоняться. Это немного не наш уровень. Сильно не наш… К сожалению, парусный спорт в Астрахани – в отличие от других регионов страны - развит очень слабо…
Алиса Белкина, Астраханский водно-парусный центр «Ривмар»:
– Конечно это тяжело. Например, мои гонки. Сейчас это больше получение опыта, чем результаты…
ххх
Ну, что ж, вместе с «неравнодушным астраханцем» смеем утверждать, что спортивные состязания состоялись. И соревнованиям под Парусом в нашем городе «у реки, у моря» – жить и быть!
Евгений Дегтярёв,
Астрахань
Фото Денис Пронников