Золотой нактоуз - 2017. Путевые заметки.

 

 

25 июля. Вторник.

Начало путешествия.

Закончили последние приготовления и погрузку вещей и продовольствия на катамараны. Мы – два катамарана Лидер (Центаурус-38, экипаж 8 человек) и Мадагаскар (Артмарин-27, 4 человека в экипаже), двинулись в путь через Каспий на международную регату «Золотой нактоуз» в Казахстан. Впереди две недели похода, и любой путь начинается с первого шага. К обеду отшвартовались от стояночных мест и вышли на рейд для прохождения пограничного контроля, но движение по Волге перекрыто в связи с репетицией парада к дню ВМФ и баркас с комиссией задерживался. Пришлось ждать до 5 вечера. Следует отдать должное пограничникам — комиссия отработала быстро, и к шести часам мы тронулись в путь. Ветер встречный, слабый. Помогает только сильное течение в канале в половодье. Заводим мотор и идем на малых оборотах к морю. Распределили вахту.

 

26 июля. Среда.

К полудню вышли на взморье. Ветер посвежел. Пройдя поворот канала, наконец, увалились и поставили парус. Далее переход морем под парусом. Идем бейдевиндом, скорость 7 узлов.

Получаем первые уроки командной работы. Не то, чтобы никто не умел работать в команде. Нет, дело в другом. Большинство членов сборного экипажа привыкло командовать на своих лодках, и у каждого свой уклад и порядки. Дабы не было недоразумений, приходится забыть про свои привычки и делать все так, как заведено на этой лодке. В общем есть чем заняться — привыкаем к матчасти.

Потихоньку стали отрываться от Мадагаскара. К вечеру ветер раздулся, и Мадагаскар стал отставать сильнее, гадаем о причинах. Предположение, что тупой нос корпуса плохо ведет себя на высокой волне, тормозя лодку. К вечеру совсем потеряли Мадагаскар из виду. Любуемся закатом, когда уже закатившееся за горизонт солнце причудливо отражается в дымке над морем, принимая форму ярко-красной ладьи. Невольно вспоминаешь древних египтян и бога Ра.

Ветер крепчает. Хорошо летим... Временами разбившаяся о подветренный поплавок катамарана волна крученым вихрем влетает на палубу, обдавая второго рулевого. А за кормой искрит след светящегося планктона – фантастичное зрелище.

 

27 июля. Четверг.

Ветер зашел на северо-восток. Утром взяли первые рифы. Идти стало комфортнее, катамаран важно переваливает полутораметровые волны, которые идут теперь с левого борта с кормы.

К полудню пересекли северный Каспий и приблизились к мысу Сагиндык.

Первые неприятности. Нас по радиосвязи запрашивают пограничники, но наш ответ не слышат. А почему? Странно... Может выходной мощности не хватает. 

Вот и гости! На горизонте показался пограничный вельбот. К сожалению это к нам...

Представились, объяснились. Не отпускают, мотивируют отсутствием согласования принимающей стороны с погранслужбой. Пограничники во избежание нагнетания обстановки улыбаются. Созваниваемся с яхт-клубом, пытаемся  прояснить ситуацию. Вроде бы хозяева регаты и уведомили о идущих из России катамаранах, но видно не всех персонально. Восток — дело тонкое. Остается только одерживать лодку от катера.

Всей командой отталкиваем пограничный катер, наши кранцы не работают — широкий привальный бурт на волне подминает их и стремился оторвать. Шины же, которые вывесили за борт матросы катера только трут и проламывают фанерный борт катамарана. Борт трещит. Солдаты делают селфи… Старшие пограничники вежливо улыбаются. «Пять минут подождите, сейчас вопрос решится. Пять минут».

После двух часов издевательства над катамараном, нам дают лечь в дрейф. Точнее нам дважды уже давали отвалить от борта вельбота, но через пять минут нас снова брали на кукан и борьба за сохранность судна возобновлялась.

Наконец уладив последние разногласия, — сняли гостевой флаг, который несмотря на качество исполнения, оказался не того цвета, нам дали продолжить путь до Актау. А вы как думали? Цвет не тот — флаг не тот, а это есть неуважение к стране. Внимательным надо быть.

Чтобы уйти от волн, нырнули под берег. Идем от мыса к мысу. Парус по-прежнему зарифлен, скорость 8-9 узлов.

 

К полуночи подошли к Актау. С берега тянет горячий, как из калорифера, бриз. Вода в альтернативу всего 12 градусов по Цельсию.

С удивлением обнаруживаем отставший вчера Мадагаскар уже ожидающим нас у порта. 

Встаем на якорь, ждем утра.

 

28 июля. Пятница.

Утром зашли в порт. Втиснулись в двадцатиметровый зазор между стоящими у причала судами. Мадагаскар встал лагом ко второму борту. Ждем пограничную комиссию, обмениваемся впечатлениями от перехода.

Мадагаскар после потери нас из вида пошел мористее генеральным курсом. Ветер был сильнее, и экипаж разогнал легкий катамаран до 12 узлов. Пока мы шли по мысам, да убеждали пограничников, что любим Казахстан, а флаг нам такой подсунули в несведущем английском магазине, Мадагаскар преодолел путь по генеральному курсу, прорываясь сквозь волны. Вот и испытание для новой лодки. Это они уже потом подкрепляли борта дополнительными шпангоутами, глядя как "дышит" борт лодки на волнах. Молодцы.

Пограничный контроль прошли быстро и без проблем. Пограничники не преминули сделать селфи на катамаране, непременно в темных очках и развернув форменную кепку козырьком назад. Но проблемы все же возникли… с портом. Порт — коммерческое предприятие. Подход к стенке даже в некоммерческих целях должен быть оплачен. Только коммерческий отдел сам оказался в неведении как посчитать стоимость стоянки маломерного, да еще и спортивного, как мы себя позиционируем, судна. А время идет, а стоимость напрямую зависит этого самого времени... Ждем. А в порту обед, подгодали что-ли. Ждем. К трем часам по полудню, наконец, нас выпускают из порта, так и не решив вопрос с оплатой. Сами представители порта не смогли решить для себя вопрос с классификацией судна, то-ли танкер длиной 11 метров, 11 метров в высоту (с мачтой) и весом 4 тонны, то-ли рыболовное судно с удочками... Ну нет в классификаторе порта спортивных парусных судов!

 

Подошли к марине яхт-клуба Бриз г.Актау. Встречают катамаран с Российский флагом (гостевой флаг сняли по рекомендации пограничников) зеваки с прилегающих пляжей:

  • Вы из России? Из Астрахани?! Да там полно наших!! Камызяки!!!

В общем, пользуясь случаем, передаю привет Азамату от чуваков на банане...

Идем в яхт-клуб. В яхт-клубе сегодня банный день, натоплена сауна. Наконец есть возможность смыть с себя соль.

Намытые и напаренные вышли в город. Озаботились покупкой СИМ-карт местной мобильной связи, наладили раздачу интернета. Теперь можно дать знать о себе родным.

Вечер. Знакомства. Посиделки по случаю прибытия. В яхт-клубе совершили бартер — обменяли «неправильный» гостевой флаг из английской шерсти флаг на «правильный» из великолепной синтетики.

 

29 июля. Суббота.

Выспавшись и приведя себя в порядок, сошли на берег к церемонии открытия регаты. В яхт-клубе шумно, суета. Кто-то спускает лодки. Кто-то обсуждает предстоящие или давно забытые гонки.

Открытие регаты прошло по графику. Но начало гонок было отложено из-за отсутствия ветра. Тем временем в яхт-клубе не все идет гладко. При спуске яхты «Пионер» у трейлера отвалилось колесо. Причем произошло это, когда яхта уже входила в воду. Пришлось вытягивать ее обратно на берег и решать задачу потерянного колеса.

Наконец через два часа ожидания, все яхты на воде, а флаги на флагштоках зашевелились — потянул слабый, но столь долгожданный бриз.

Вышли на дистанцию, но ветер на столько слаб, что растолкать тяжелый катамаран не удается, больше дрейфует, чем движется вперед. В общем, не зная что в этом месте еще и течение существует, Лидер на старте навалил на знак. Мадагаскару удалось-таки стартовать, но финишировать — не судьба.

Завершился первый соревновательный день банкетом. Принимающая сторона угощала пловом и песнями под гитару.

Миновала полночь... Тосты за ВМФ, Советский или Российский. Все-таки прошлое роднит людей наперекор любой политике.

 

30 июля. Воскресенье.

Утро. Ветра нет. Ждем старта.

По положению предполагалось, что следующая гонка 1 категории сложности будет происходить через море до Махачкалы. Но, к сожалению, Махачкала не пустила к себе, поэтому принято решение проведение 100 мильной гонки 2 категории сложности гонки до мыса Такмак на восточном побережье Каспия.

 

В 18 часов дан старт гонке.

Взяли пассажиром судью. Будем под особым приглядом.

Стартовало шесть яхт (два наших катамарана, Картер-30 «Альтаир», яхты самостоятельной постройки «Пионер» и «Кассиопея», и яхта класса Микро «Кочевник»).

Ветер потихоньку раздулся, попутный. Подготовив и подобрав паруса на переход, поставили спинакер и пошли опять прокладывая путь по мысам. Мадагаскар и Кочевник взяли мористее, отрываясь немного вперед. В группе идущей берегом держит лидерство Лидер, за нами Альтаир, далее Кассиопея и Пионер. В этом положении яхты и застала ночь.

 

31 июля. Понедельник.

На рассвете положение яхт не изменилось, хотя Альтаир оказался мористее Лидера. После обеда ветер стих, а зайдя за последний перед финишем мыс, Лидер совсем заштилил, скорость 1-1.5 узла, спинакер держим руками, но он все время норовит упасть. В лучшей позиции оказался Альтаир, идя дальше от берега, ловя какой-то ветер, он сменил курс, и затем на бакштаге, весьма технично, нырнул к берегу на утренний бриз. Ничего не скажешь - красиво и грамотно. Нам же только и оставалось наблюдать, как Альтаир медленно, но верно под самым берегом крадется к Такмаку. Если честно, то ожидали увидеть на финишной точке Мадагаскар, но его не было. Не было и Кочевника. Кассиопея догнала нас на двигателе. Пионер остался далеко позади.

Мадагаскар подошел только через полтора часа, пройдя дистанцию ровно за сутки.

Сидим, гадаем о судьбе Кочевника – сильного ветра в нашем районе не было, лодка поломаться не могла. Связи нет. Кочевника нет. Пионера нет... Но есть мухи. Много мух. Очень много мух.

Зато вода теплая, как парное молоко.

 

1 августа. Вторник.

По-прежнему ждем отставшие лодки. В 10:45 на горизонте показался парус. Еще через час подошел Пионер. Заякорив лодку, капитан Пионера Владимир Степанов организовал для нас увлекательнейшую экскурсию в далекое прошлое к каменным кораблям викингов (захоронения в виде выложенных из камней лодок на мысе Такмак).

Приобщившись немного к истории, отправились стрелять кефаль — на ужин будет рыба.

Кто не занят рыбалкой практикуется в вязании морских узлов. Судья тоже внес свою лепту и показал калмыцкий узел — полезное знание. 

Степанов на Пионере снялся с гонки и ушел дальше на юг до залива Кендирли.

Кочевника нет. Гоняем мух.

 

2 августа. Среда.

Утро. Штиль. К 10 часам выходим на старт, но ветра фактически нет. Лодки почти неуправляемы, каждый поворот дается в несколько долгих минут. Приходится пускаться на хитрости. Альтаир кренит лодку, придавая форму парусам под их собственным весом. Катамаран не накренишь... Виснем на нижней шкаторине паруса, придавая ему плавный профиль крыла — вроде бы поехали. Штилевые мучения заканчиваются через полтора часа, вместе с резко обрывающейся полосой безветрия, словно кто-то карандашом на карте очертил эту границу. Пройдя эту очень даже зримую черту катамаран выходит на ветер и несется вперед от берега.

Вырвались на простор, началась борьба. Ветер встречный, лавируемся. Режем галсы от берега до горизонта и обратно. Однокорпусная яхта Альтаир идет круче и с каждым галсом уходя дальше вперед, не догоним. Большой генуэзский стаксель не поднять, работать не будет. Вместо этого ставим дополнительный маленький стаксель на подветренный борт, меняя его на каждом галсе повороте. Процедура смена стакселей весьма мокрая, нос лодки ныряет в волну временами на полметра, приходится крепче держаться за леера и штаги, чтоб не смыло за борт.

Боремся с Мадагаскаром, несколько контргалсов умудряемся с горизонта сходиться фактически в одной точке. Против Мадагаскара работает его тупой нос, упирающийся в высокую волну, против Лидера его вес. Потихоньку выходим вперед Мадагаскара. Кассиопея идет под одним гротом, явно уже не участвуя в гонке, и скорее всего подрабатывая мотором.

Ветер разгуливается.

Каменная гряда не может появиться ожидаемо... Налетели рулями. Обошлось без потерь и поломок — рули подняло в баллерной коробке. Отвернули в море, снова зафиксировали рули. Уже позже выясним, что Мадагаскар тоже налетит на камни, разбив при этом один из швертов.

До вечера положение лодок не поменялось, впереди в прямой видимости Альтаир, следом Лидер, позади Мадагаскар.

Ночью заштилило. Встали. Течением несет обратно.

 

3 августа. Четверг.

Ночь. Опрос лодок береговым пограничным постом подтверждает неизменное положение гонщиков.

Утро. Туман. Никого не видно. Ветра почти нет, скорость 1 узел — еле ползем.

Когда туман наконец рассеивается, появляется и ветер. Ближе к обеду разгоняемся до 7 узлов — совсем другой коленкор. Берег скрыт полосой тумана, никого вокруг по-прежнему не видно. С Альтаиром все понятно, наверняка уже где-то у финиша, Мадагаскара нет.

В половине четвертого по местному времени финишируем. С удивлением обнаруживаем, что все участники уже в клубе. Альтаир финишировал час назад, Мадагаскар еще раньше. Ну, у нас есть судья, ему и судить — узрел в работе экипажа злоупотребление двигателем.

Нашелся и Кочевник — сошел с дистанции и вернулся в клуб.

Идем на берег в душ смывать с себя соль.

 

4 августа. Пятница.

Еще один день безделья. Гонок сегодня запланированных нет, поэтому устроили себе экскурсию по клубным яхтам.

Пополнили запасы провизии и воды. Заправили газ, топливо.

После обеда выходим на Мадагаскаре коллективно исправлять ошибки в настройке парусов, и проверить их работу на разных курсах. Собственно целью похода Мадагаскара на регату в Актау было испытание лодки в море, опробовать ее поведение на волне и хорошем ветре.

А еще сегодня банный день в клубе.

 

5 августа. Суббота.

Утро началось уже традиционным штилем. В ожидании старта на удочку ловим рыбу. Может мы действительно рыболовецкое судно? Вобла, кстати, ловится.

В 11:30 дан старт первой гонке. Ветер все равно слабый, тяжелому двухкорпусному Лидеру с большинством яхт на таком ветру гоняться бесполезно. С переменным успехом отгоняли 3 гонки, в число первой тройки ни разу не попав. А вот вчерашняя работа с Мадагаскаром явно пошла в прок — отлично отгонялись ребята, яхта пошла круче и быстрее.

Жарим рыбу. Есть возможность еще раз нырнуть в душ.

Вечером закрытие регаты.

Объявление победителей. Лидер на первом месте среди катамаранов, третий в общем зачете. Гандикапный бал в этом году считать не стали, сравнивали приходы в абсолюте, а то может и вышли бы в победители. Но что есть, то есть. Судья так решил. Повезем малый кубок домой. Надо будет глянуть протоколы, почему Мадагаскар оказался позади Лидера по очкам — дисквалификация в гонке. Жалко.

Заканчивается вечер опять пловом, я так понимаю, традиционным. Речи, прощание.

К полуночи поднимаем якоря. Отходим. Надо спешить, потому что по прогнозу ожидается встречный ветер, а подниматься по Волге против течения и против ветра не лучшая затея. Идем в порт...

А в порт нас не пускают. Вернее сначала дают добро, но в последний момент выгоняют обратно на рейд. Внятных объяснений не дают – «По вам вопрос не решается. Ждите утра.»

 

6 августа. Воскресенье.

Но и утром вопрос не решается. В 9:00 запросили вход в порт – отказ и предложении ждать понедельника. Зато становится понятным, что вопрос опять в коммерции. На сей раз из-за того, что сегодня выходной, и нам «некому выписать счет». Между нашими катамаранами и пограничной службой прослойка в виде порта с его порядками.

Придется опять обратиться за помощью к яхт-клубу. Вопрос решился звонком начальнику коммерческого отдела… А все-таки восточный менталитет работает.

Наконец проходим процедуру пограничного контроля. Общение с инспектором тоже малоприятно. Провожают холоднее, чем встречают – «А что вы тут вообще делали?». Объясняем… Гонки мол международные...

Пограничники делают селфи…

Объясняем также при закрытии границы, что мы не грузовое судно, и не пассажирское, и тем более не промысловое. Ну ловили рыбу чуть-чуть, на удочку. Странно, видела же своими глазами лодки, неужели не отличает?! Ощущение дежа вю.

Ну да ладно! В 17 часов по местному времени, наконец, получаем добро на отход. Идем домой. Ветра нет, тарахтим мотором. Идем вдоль побережья, надеясь на ночной бриз.

 

7 августа. Понедельник.

Ловим утренний бриз. К 9 часам задул южный ветер, которым к полудню дошли до мыса Урдюк. Отсюда повернули в море и бакштагом пошли кратчайшим курсом домой. 

Коротаем время за практикой вязания морских узлов. Море спокойно, просто катимся.

 

Неожиданно на горизонте появилась точка, которая вскорости преврабилась в морскую байду без каких либо опознавательных номеров. Подошли, попросили воды. Получив желаемое байда ушла соим курсом. Ну слава Богу не пираты!

Более встречь нежданных встречь не было, разве что с одиноким тюленем, да чайкой, гордо пересекающей море на куске пенопласта.

 

8 августа. Вторник.

Идем попутным ветром. Паруса поставили бабочкой. Скорость 3-4 узла. Идем потихоньку.

К полудню, наконец, достигли канала, повернули. Бакштагом пошли веселее, разогнались до 6 узлов. Хотя вскорости достигли островов, ветер стих, пришлось завести двигатель. Мадагаскар впереди часа на полтора. Догоняем.

 

9 августа. Среда.

В 6 утра дошли до рейда. Бросили якорь.

Отмокаем в речной воде, хотя просолены еще на неделю вперед. Ждем пограничников. Граница нам пока закрыта, хотя уже знакомый наизусть пейзаж внушает ощущение просто воскресной прогулки.

Насколько контрастно общение с нашими пограничниками, оба катамарана прошли комиссию минут за 30. Три миловидные женщины поздравили нас с победой и пустили домой.

Здравствуй родной яхт-клуб. Всем привет. Вот и мы.

 

А.Люкшин, член команды катамарана Лидер.