Гафельная шхуна "Грация"

О создателе

Яхта Грация - старейшая яхта Астраханского Яхт-Клуба, его символ.

Ещё в 1966 году Анатолий Семёнович впервые в Астрахани из стеклопластикового 5-метрового вельбота построил крейсерскую яхту «Ника», на которой обошёл весь Каспий. Следующим его проектом стала двухмачтовая шхуна «Грация», построенная в 1970 году на основе семиметрового алюминиевого корпуса вельбота, специально для него привезённого из Баутино. Эту лодку многие знали на Каспии – и метеорологи на Тюленьем остове, и работники науки – экологи на Малом Жемчужном, и профессиональные моряки или яхтсмены в Актау и Махачкале. По его техническим советам или решениям были также построены двухмачтовые шхуны «Фея», «Глория», «Таити» «Блюз» и шлюп «Гент».

Очень скромный в быту – весь отданный любимому делу, этот абсолютной честности человек никогда, ни с кого, не брал ни копейки денег. В силу разносторонней одарённости, а более всего из-за трепетной любви к морю и парусу А.С.Бастрыкин стал средоточием новообразования, которому трудно дать определение: к нему приходили просто так, – общаться. И каждый получал то, что искал – совет ли, техническое решение или просто разрешение какой-то жизненной проблемы. В начале тяжёлых 90-х, когда разваливалась не только страна, но и крушились судьбы людей А.С.Бастрыкин, не найдя понимания у руководства АМУ оказался «не у дел», и вынужден был уволиться из училища. После ухода А.С. Бастрыкина из АМУ в 1991 году училище уже имело свой небольшой парусный флот в составе четырёх швертботов класса «Финн» и шести «ОК – динги». Чтобы не потерять замечательного специалиста и прекрасного человека, его ученик, главный инженер «Промэксковации» Ю.Н.Колокольцев при участии Городского отдела народного образования открывает детскую водно-парусную базу, где Анатолий Семёнович и проработал до самой своей преждевременной кончины в 2001 году.

Учениками или единомышленниками А.С. Бастрыкина сегодня могут назвать себя многие известные астраханские яхтсмены, среди которых Ю.Тархов, В.Гамфольд, Ю.Колокольцев, В.Прокопенко, Г.Миляшкин, В.Караванов, В.Рассказов, Я.Левицкий В.Кабаков, В.Ларкин, Л.Тархов, Б. Зеленин, А.Ворожбян, А.Линдберг, В.Кржановский, Н.Савельев, Ю.Астахов и другие.

Когда про яхты в Астрахани все забыли Анатолий Семенович единственный остался верен яхтингу и своей Грации, продолжающей и поныне верно служить действующему яхт-клубу. При воссоздании Астраханского Яхт-клуба Анатолию Семеновичу был вручен членский Билет за № 1.

 

Поход на 2-х мачтовой гафельной шхуне «Грация» Астрахань-Актау-Астрахань

2004 г

Я давно мечтал вновь пройти под парусами по Каспию, прошло уже 10 лет, как я перегнал свой тримаран «Фаворит» из Актау (где я жил 4 года) в Астрахань, и с тех пор не был в море. Мой тримаран сейчас стоит в огороде, на капитальной реконструкции.

И вот, этим летом появилась возможность выйти в море, да еще до Актау, где осталось много друзей…

В начале августа планировался поход 2-х мачтовой гафельной шхуны «Грация». Это яхта длиной около 9.5 м, сделана в середине семидесятых из тюленебоя 1955 года постройки, корпус - алюминий, две каюты, движок 4 ч, гальюн, камбуз, две мачты фок и грот, вооружение гафельное, водоизмещение 5 тонн. Построил яхту, и был ее хозяином, ныне покойный, Анатолий Семенович Бастрыкин. В настоящее время шхуна принадлежит яхт клубу «Ривмар».

Не долго формировался экипаж, планировалось 5 человек, но в итоге осталось трое: капитан яхты - Рассказов Валерий, я и мой приятель Олег Львов. Собрались быстро, большая волокита была с оформлением документов у пограничников в городе.

В субботу, 5 августа, все было готово, в 16-00 мы вышли из яхт клуба «Ривмар». Ветер был переменный, шли под парусами, но больше под мотором. К часу ночи подошли к порту Оля. Встали на якорь на ночевку. Утром хотели наловить окуней, блеснили на два спиннинга, и ничего! Рыба есть, но не ловится.

Оформление отхода у пограничников, таможни и портнадзора продолжалось с 9 до 13 часов дня! Нет слов. По каналу шли под двигателем, при выходе из канала вновь были осмотрены пограничниками. Заночевали у последнего острова в канале, почти в море, встали на ветер, прячась от комаров. Ночью к нам подошли браконьеры на моторке, русские ребята из Лагани, бросили нам на палубу севрюгу, просто так, немного пообщались. Из рассказа «рыбаков» стали понятны масштабы браконьерства на северном Каспии.

Утром вышли в море. За завтраком, как положено, налили себе немного и Седому Каспию, за удачную погоду. Но видать недостаточно задобрили Каспий или водка пришлась не по вкусу: с погодой нам повезло не очень. Ветер - юго-восток, встречный, как говорится «мордотык». Переход по морю до Актау, около 180 миль по прямой, при встречном ветре занял у нас четверо суток. Это очень много. Ветер был от полного штиля до очень сильного.

В первый день морского перехода проходили мимо острова «Жемчужный», это небольшой песчаный низкий остров по форме – полумесяц, со скудной растительностью – камыш и небольшие кустарники, на острове много птиц: бакланы, чайки и др., а так же тюлени. Говорят, хорошая подводная охота у его берегов. Как поведал наш капитан Рассказов Валерий, раньше остров назывался «Говенный», но в 1936 году в Астрахань приезжал М. И. Калинин и его катали на пароходе в дельте и по морю.

- «Что это за остров?» - спросил староста.

- «Говенный» - величают, ему в ответ. Из-за большого количества птичьего помета.

- «В Советском Союзе таких названий не должно быть» - сказал Калинин, и остров переименовали в «Жемчужный». К острову мы, к сожалению, не причаливали, надеюсь еще побывать здесь.

По пути не раз встречались браконьерские снасти, труп большой белуги со вспоротым пузом. Кажется, что осетровые вообще не доходят до Волги.

Впечатления от морского перехода очень хорошие, они были бы лучше при попутном ветре. Купались много, температура воды 28-30 градусов, от солнца не спрятаться и крема не помогают, поэтому загорели очень хорошо. Несли вахту по 3-4 часа. Один раз был очень сильный ветер, дул 3-4 часа, волны до 2.5 метров, болтало ужасно, в каюте меня с Олегом немного укачало, но все быстро прошло на палубе где свежий воздух. Питались регулярно, не менее 3 раз в день, готовили поочередно, не смотря на качку, не хватало только свежих фруктов. Все замечательные эпизоды похода Олег старательно фотографировал и снимал на камеру.

В ночь с 10 на 11 августа мы вошли в бухту у мыса Меловой в г. Актау, встали на якорь. На утро переместились к пирсу.

Встретили в яхт-клубе «Бриз» нас очень тепло, да и как же иначе, столько друзей и знакомых осталось у меня в Актау. А Валера Рассказов почти ежегодно приходит сюда. Оформление документов у пограничников и таможни заняло около часа, так бы в России работали. Погода выдалась хорошая, вода в бухте около 30 градусов. В Актау пробыли 4 суток. В первый день пошли менять рубли на тенгэ - «козлобаксы», как их называет наш капитан. Курс 100 рублей=450-470 к-б. Походя по рынку и магазинам, выяснили, что в Актау очень дешевый алкоголь и фрукты. Взяли 1 бутылку коньяка «Казахстан» за 470 кб. Это 100 рублей! Качества оказался среднего. Зато винограда поели от души, около 20 рублей за кг. Остальные товары и услуги в Актау намного дороже, чем в Астрахани. Приятное впечатление осталось после посещения ирландского паба в 5 микрорайоне. Ходили с Олегом и моим давним товарищем по яхт-клубу «Бриз» Александром Курятниковым. Пиво было отличное, обстановка и публика тоже. Но больше всего понравился концерт группы «Хазар»: хороший голос у солиста, здорово играют, репертуар 60-80 годов на английском и русском языках.

За 10 лет, что я не был в Актау, произошли большие изменения: город вырос вдоль побережья, строится много дорог хорошего качества, много красивых высотных зданий, к сожалению это не храмы культуры, а банки и торгово-развлекательны центры, тоже самое и в России. В яхт-клубе «Бриз» идет полным ходом строительство пирса и других зданий, все за свой счет, поэтому из 60 человек состоявших в членстве яхт-клуба ранее, осталось сейчас 15, быть членом яхт-клуба и содержать яхту сейчас стало очень дорого (собственно такая же ситуация и в Астрахани). Костяк яхт-клуба сохранился, мужики молодцы, работают много и зарабатывают, и остается время и деньги для яхтинга. Большое спасибо за теплый прием Курятникову Александру, Аверкиеву Александру, Чулакову Андрею, Лавринову Александру и другим яхтсменам славного города Актау.

Когда всех увидели, обо всем поговорили, и захотелось домой, двинулись в обратный путь.

Вышли в обед 15 августа. К вечеру подул попутный сильный ветер, который усилился к ночи до шторма. Яхта разгонялась до 16-17 км/ч (около 9 узлов), ветер к утру все больше крепчал и волны доходили до 3 м, пришлось убрать фок, а затем и грот. У меня смыло за борт кепку и очки. Под одним стакселем шли 8-9 км/ч (около 5 узлов). За сутки мы покрыли расстояние почти такое же, какое против ветра прошли за четверо. При подходе к каналу волны стали значительно меньше из-за небольшой глубины, но скорость ветра достигала 20-25 м/с, порвали стаксель.

Под гротом зашли в канал, и сразу почувствовали запах пресной воды. Поход по Волге был без проблем, ветер дул почти всегда попутный, дуло очень сильно, яхта шла с креном узлов 5-6, волны на реке нет, двигатель практически не включали. Происшествий не было, рыба по-прежнему не ловилась, даже на сервелат. Хорошо отдохнувшими, с массой впечатлений 18.08.06 в 16-00 причалили в яхт-клубе «Ривмар».

 

С большим приветом ко всем любителям экстрима. Искандер Мухамедзянов, астраханец, врач, работал по распределению после института в г. Шевченко (Актау) c 1989 по 1993 г., где и «заболел» яхтингом, 39 лет, женат, 2 детей, по духу и вере – язычник.

Слава Яриле!!